Экскурсионная фирма
ООО 'Эклектика-гид'

Телефоны:
+7(812)610-0540,+7(812)648-2459,
+7(812)570-6166,+7(812)570-6170,
Факс:8(800)333-2097 Бесплатно по РФ
E-mail: guide@eclectica-guide.ru

191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 44, офис 3(5этаж)
Главная
страница
Новости Ежедневное
расписание
экскурсий
Как приобрести
билеты
на экскурсию
Индивидуальное
и корпоративное
обслуживание
Ваши
вопросы, отзывы,
предложения
Авторизация
пользователей

ПРОГУЛКИ ПО ОРАНИЕНБАУМУ

Продолжительность экскурсии - 7 часов.

В ходе авторской экскурсии вы узнаете всю драматическую историю ораниенбаумской резиденции, отразившую судьбы её владельцев XVIII-XXв.в. Среди них - А.Д. Меншиков, российские императоры и великие князья, герцоги Мекленбург-Стрелицкие. Прогуляетесь по регулярному Нижнему саду, посетите памятник петровской эпохи - Большой дворец с интерактивными экспозициями и отреставрированными интерьерами, где представлены вещи из исторической коллекции. На территории пейзажного Верхнего парка увидите другие уникальные сооружения Ораниенбаума, созданные в XVIII столетии. Это павильон Каменное зало, Китайский дворец - жемчужина стиля рококо и павильон Катальной горки, построенные на Собственной даче Екатерины II по желанию императрицы. На территории крепости Петерштадт сохранились интересные памятники архитектуры, появившиеся здесь по воле Петра III: Почётные ворота и его Дворец, в котором вы почувствуете атмосферу жизни императора. Ораниенбаум - единственный дворцово-парковый ансамбль в окрестностях Петербурга, сохранивший свою историческую подлинность. В годы Великой Отечественной войны защитники Ораниенбаумского плацдарма стояли насмерть и не отдали его врагу.

В экскурсии предусмотрено посещение Большого (Меншиковского) дворца и дворца Петра III.

Ораниенбаум (нем. Oranienbaum) — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Ломоносова (до 1948 — Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

В 2007 году Ораниенбаум был передан в ведение ГМЗ «Петергоф».

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1710 году строительство Большого дворца вблизи впадения р. Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы Светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя. В 1743—1762 году Ораниенбаум становится резиденцией Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756—1762, сохранились Почетные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти — их наследникам. После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развернут т. н. «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В наше время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Дворец Петра III.

Дворец возводился одновременно с крепостью, в 1758—1762 гг. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по дуге. Именно эта часть здания и является его главным фасадом — благодаря срезанному углу дворец обозревается сразу с трех сторон, что визуально делает его больше и массивнее.

Общее планировочное решение дворца сохранилось в первоначальном виде. Здесь нет парадной анфилады комнат, рассчитанных на торжественные приемы. Помещения располагаются по периметру здания. На второй этаж ведет винтовая гранитная лестница.

Уникальной является отделка Картинного зала, Кабинета и Спальни — лаковые росписи, расположенные на панелях стен, откосах дверей и окон и на самих дверях. Они были выполнены в китайском стиле крепостным мастером Федором Власовым.

Антонио Ринальди, будучи архитектором дворца, являлся также и декоратором его помещений. В частности, именно по его эскизам выполнена лепка потолочных перекрытий в комнатах второго этажа. Дворец был для архитектора первой самостоятельной работой в России, и здесь он впервые пробует многие приемы, используемые им в дальнейшем, в том числе и знаменитый «цветок Ринальди».

Во время Великой Отечественной войны во дворце Петра III хранились музейные ценности, которые не были вывезены в эвакуацию.

В 1953 году дворец открывается как музей, в нём располагалась постоянная выставка китайского декоративного искусства (организация выставки была связана с расцветом советско-китайских отношений). В середине 1960-х гг. в Картинном зале дворца производится воссоздание шпалерной развески картин, которая была утрачена в конце XVIII века. После этого открывается музей с современным названием «Дворец Петра III».

Каменное зало.

Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.

Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 гг. Предположительно автором его проекта является архитектор Ф. Растрелли. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем — Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов — в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II.

На протяжении XIX—XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году — здание приспосабливали под лютеранскую кирху. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде.

По оси Каменного зала в 1750-х гг. прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме — будущей Собственной дачи Екатерины II.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Чтобы посмотреть другие экскурсии Эклектики-Гид, пожалуйста, пройдите по ссылкам: автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу, автобусные экскурсии в пригороды Санкт-Петербурга, автобусные экскурсии по Ленинградской области и северо-западу России.